Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Новости  |  Было
 
 
  
  

НОВОСТИ


В Москве прошел фестиваль «Мамакабо»

Газета «Вечерняя Москва» №205 (24983) от 07.11.2008
Оригинал материала

Международный мультиформатный арт-фестиваль объединил самые разные музыкальные направления

Наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс побывал в концертном зале «Мир» на знаковом мероприятии – международном мультиформатном арт-фестивале, где отвергают стереотипы, где музыку не делят на стили и жанры, а прежде всего предпочитают качество и стараются сделать зрителей чуточку счастливее.

Лучше слушать!
Множество раз я убеждался, что старые пословицы в наше время теряют своё значение, а порою начинают приобретать диаметрально противоположный смысл. Например, «Тише едешь – дальше будешь!» в обстановке всё уплотняющихся московских пробок начинает звучать просто-таки издевательски. Или «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!» Опять неверно! Я вот неоднократно ВИДЕЛ фотографии с прошлого арт-фестиваля «Мамакабо» и портрет австралийского гитариста Томми Эммануэля – никаких особых эмоций это не вызывало. Симпатичные все, но не более. Но когда на днях своими ушами УСЛЫШАЛ ребят в Москве, такой сильный положительный заряд получил! Этот фестиваль с непривычно звучащим названием «Мамакабо» стартовал пять лет назад как вечер памяти весёлого и светлого человека, музыканта Андрея Баранова, погибшего в августе 2003 года в автокатастрофе. Кстати, слово «Мамакабо» было выбрано не случайно, так называлась первая и, к сожалению, единственная пластинка Андрея. И вот его друзья собрались на концерт его памяти, который объединил музыкантов, работающих в самых разных стилях: от джаза до авторской песни, от фолка до рок-нролла. И произошла удивительная вещь – людям, порою даже не знакомым до сих пор друг с другом, так понравилось быть вместе, что не продолжить возникший спонтанно проект, как в зеркале отражающий все последние достижения российской и мировой музыки, было просто невозможно. С тех пор «Мамакабо» проводился уже 17 раз в самых разных городах: в Волжске, Самаре, Вологде, Тольятти, Петербурге, Томске, Сызрани. И с каждым разом всё мощнее и представительнее. Последний фестиваль этой осенью в Коктебеле был подробно освещён на нашей музыкальной странице. И вот, наконец, Москва! Два вечера – 31 октября и 1 ноября. В формате «Город живой музыки»! Как можно было пропустить?! А близкое знакомство с участниками началось ещё днём на репетиции и саундчеке (проверке звука), на которые я обожаю ходить…

Эксклюзив саундчека
Когда-то давно мне довелось присутствовать на разминке тогдашних чемпионов мира по фигурному катанию.
По парному катанию. Сначала они катались порознь, совершая головокружительные прыжки, потом соединились и показали несколько сложнейших рискованных парных элементов. Вечером на финальном выступлении почти ни одной фигуры из того, что я видел днём, продемонстрировано не было, хотя они снова стали чемпионами. Всё было ясно: на тренировках и разминках люди легко показывают то, что на концертах и соревнованиях делать ещё не рискуют. С тех пор я и полюбил разминки и саундчеки. И вот концертный зал «Мир», проверка и настройка звука нескольких наших известных исполнителей, участвующих в концерте. А потом – саундчек и пресс-конференция знаменитого музыканта из далёкой страны.
Довольно высокий, поджарый седой дядечка в белой футболке и джинсах. В руках видавшая виды акустическая гитара, потёртая совсем не в тех местах, в которых ей положено быть потёртой. Австралийский гитарист Томми с фамилией культового эротического фильма семидесятых – Эммануэль. По версиям некоторых авторитетных музыкальных изданий, Томми Эммануэль – один из тройки ведущих гитаристов мира, а по мнению журнала Rolling Stone – самый лучший! И переиграл он в своей жизни с самыми-самыми! С легендами: Четом Аткинсом, Эриком Клэптоном, Стиви Вандером, Тиной Тёрнер и прочая, и прочая… То, что такой человек согласился выступить в рамках «Мамакабо», говорит само за себя и поднимает градус фестиваля на небывалую высоту. Я очень внимательно за ним наблюдал – похоже было, что Тому искренне всё нравилось. Наши тоже в грязь лицом не ударили – удачно делали вид, что им каждый день с лучшими музыкантами мира приходится на одной сцене выступать. Молодцы! А Эммануэлю сейчас 53 года – самый расцвет, в багаже 16 сольных альбомов, среди которых есть и золотые, и платиновые.
Им сделаны 2000 студийных записей, отсняты видеошколы, регулярно проводятся мастер-классы. И тысячи гитаристов в разных странах пытаются научиться у него творить такие же чудеса на гитаре.

Один за всех
На его гитаре надо отдельно остановиться. Она внешне выглядит абсолютно отечественным «туристским» инструментом за семь рублей. Только что гранёного карандаша, который подкладывали под гриф, чтобы выровнять струны, не наблюдается. И это музыкант с мировым именем! Впрочем, звук у гитары – сумасшедший! Но потёртости не на месте! Потёртости и выбоины мы знаем, где должны быть: чуть ниже круглого отверстия – это от медиатора, когда гитарист в экстазе не глядя по струнам чешет, то случайно и по «дереву» цепляет. А также на обратной стороне, «на дне» инструмента – это от пряжки джинсового ремня. А у Эммануэля потёртости располагаются где ни попадя. Всё выяснилось довольно быстро. Прямо на саундчеке.
Просто Эммануэль играет сразу за нескольких человек. За соло-гитариста, за бас-гитариста, за клавишника, за барабанщика и ещё, наверное, за какого-нибудь «того австралийского парня». Я лично ничего подобного в жизни не видел. А все царапины и стёртый лак произошли от того, что гитара используется на всю катушку: и в качестве банджо, и в качестве ударной установки.
Закрываешь глаза, и слышишь целый ансамбль. А потом Томми ещё и петь начинает. Не зря все эти мировые знаменитости с ним записываться рвутся. Гораздо проще пригласить одного Эммануэля, чем группу из четырёх или пяти человек. По всем соображениям.

Брифинг
Когда закончилась настройка звука, где, как я и ожидал, Эммануэль, чуточку разбаловавшись, продемонстрировал несколько совершенно запредельных гитарных приёмов, началась пресс-конференция. Вернее, это было просто неформальное общение звезды с журналистами, к чести которых надо сказать, что во многих случаях специального перевода не понадобилось, настолько хорошо наша передовая пресса владеет «австралийским».
Вот дайджест этого короткого брифинга: начал играть в 4 года. На слух! Закончить какое-либо музыкальное учебное заведение так и не удосужился.
Нот не знает, зато повторить всё, что когда-нибудь слышал, может почти один к одному.
Такая редкая музыкальная память. У своих родителей был одним из шестерых детей и в качестве гитариста принимал самое активное участие в семейном октете. На вопрос, почему выступает один, скромно отвечает, что нечего штаты раздувать: он привык ездить по миру втроём – его менеджер, его звукорежиссёр и сам маэстро. Он спокойно может обходиться услугами всего этих двух людей, а публика – услугами его одного. Томми даёт около 340 концертов в год, женат, имеет двух дочерей (20 и 9 лет), которые в принципе мировой музыкой не интересуются, но папиной – очень! Младшая может на память легко назвать порядок композиций на любой из его многочисленных пластинок. Он первый раз в России, и пока ему всё нравится. Из всех легендарных музыкантов, с кем ему доводилось сотрудничать, вспоминает, прежде всего, Чета Аткинса, которого считает своим гуру и крестным отцом в музыке. Самая запомнившаяся совместная запись – с Дайаной Росс: в Австралию прилетел её менеджер, открыл ноутбук, вышел в Интернет и записал, как Томми аккомпанирует Дайане в режиме реального времени – она в Лондоне, а он в Сиднее.

Протокол
Вечерний концерт начала арт-группа «МирЛиц»: клоуны показали оригинальный номер и официально открыли фестиваль. Затем ведущий – он же президент и продюсер фестиваля, он же участник концерта – Тимур Ведерников объявил Алексея Архиповского.
Объявил как «лучшего балалаечника мира»! И Тимур обвёл руками контуры зрительного зала концертного комплекса «Мир». Шутка удалась! Но Архиповский показал такую программу, какую до этого мы не видели в России никогда. А если учесть, что вряд ли где-нибудь в Оклахоме или Шанхае живет-поживает скромный виртуоз-балалаечник, превосходящий Архиповского, то шутка шуткой быть перестала.
Потом две песни спела ангельским голоском 13-летняя Машенька Лапшина, потом проникновенно играл гитарный дуэт Ведерников–Шишов, потом на сцену вышел известный акустический гитарист Иван Смирнов с сыновьями и совершенно фантастическим «мульти-дударём» Сергеем Клевенским. Во втором отделении зал покорил своей игрой виртуозный гитарист Дмитрий Малолетов, пользующийся очень оригинальной, так называемой «фортепианной» техникой.
Это когда звук извлекается ударами пальцев обеих рук по струнам между ладов на грифе. И наконец, в качестве «разогревающего» перед выступлением Эммануэля, закрывавшего концерт, выступил неоднократный лауреат многих отечественных и иностранных джазовых фестивалей супермузыкант Сергей Манукян. А уж после него…

CODA:
Пребывая в пагубном заблуждении, что всё самое интересное, как на разминке фигуристов, уже было показано на саундчеке, я настроился слегка расслабиться и просто получить удовольствие. А получил полный восторг! Что этот Томми со своей гитарой делал! И стучал по ней в самых разных местах, и гладил, и царапал. И всё это с особенным звуком. Действительно, полное ощущение игры нескольких человек! Ну и умелая работа звукорежиссёра, конечно. Но неважно! Результат фантастический! Выступление австралийца так раскачало уже донельзя разогретый зал, что подобный успех мы, наверное, могли бы сравнить только со священным экстазом, в который погрузились в своё время зрители после премьеры одноимённого фильма.
В конце на поклон вышли все участники, и овации сделали бы честь открытию Олимпиады. Ощущалось полное единение сцены и зала.
Меня переполняли и радость, и чувство удовлетворения, чуть было не перешедшие в полузабытую гордость за нашу музыкальную жизнь. За нашу культуру, сохраняющую, несмотря ни на что, способность иногда удивлять.
Были и выводы, которые я сделал лично для себя. Выбирая темы для «Попурри-мастера», я порой перелопачиваю истории музыкантов и музыкальных инструментов давно прошедших лет и самых дальних стран. И всё это при том, что потрясающий материал находится совсем рядом. Только руку протяни! В связи с этим даю читателю слово отработать в ближайших номерах «Вечёрки» тему нашей родной балалайки. А в качестве укротителя этого экзотического для иностранцев инструмента выбираю Алексея Архиповского – действительно лучшего в своём деле. Есть ещё в ближайших планах интервью с Сергеем Клевенским – единственным в своём «цеху» музыкантом, исполнителем на всякого рода дудочках, свистках, жалейках, рожках, свирелях, продольных флейтах и т. д. и т. п. И всех этих замечательных людей я встретил на «Мамакабо» – полноценном срезе российской артистической и музыкальной жизни. Во всём талантливом многообразии и потрясающем качестве. Ведь даже по сравнению с мировыми величинами типа Тома Эммануэля профессиональный уровень наших ребят с австралийским мастерством не диссонировал, а достойно обрамлял его. И это хорошо!

Автор: Капитан МАКС

07-11-2008

  • К списку новостей


  • © ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
    © Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
    Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
     
    проба пера return_links(); ?>