Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Новости  |  Было
 
 
  
  

НОВОСТИ


Братство "МАМАКАБО"

Заметки с музыкального фестиваля в Коктебеле

"Вечерняя Москва", №167 от 12 сентября 2008

В минувшие выходные на побережье Черного моря, в легендарном поселке Коктебель, завершился международный музыкальный арт-фестиваль "Мамакабо". Это было по-настоящему круто. Никакой попсы, фанеры, проплаченных конкурсов с заранее известными победителями и прочих атрибутов нашего шоу-бизнеса. Только настоящая музыка в исполнении мастеров самых разных стилей - от фолка до рока, от джаза до авторской песни, от реггей до world music. И дух свободы, праздника и счастья. Корреспонденту "Вечерки" удалось побывать на этом фантастическом музыкальном марафоне под открытым небом, собравшем за четыре дня больше 10 тысяч зрителей.

Атмосфера

Нагруженный музыкальными инструментами, кофрами с костюмами, чемоданами с реквизитом и даже велосипедом десант высадился с поезда "Москва-Феодосия" и прямиком отправился в пансионат "Голубой залив", который уже третье лето подряд дает крышу неспокойной артистической публике. Коктебель был выбран не случайно. Наш крымский Гоа, Мекка хиппи и прочих неформалов, этот маленький поселок издавна и по сей день привлекает к подножию потухшего вулкана Карадаг художников, поэтов и музыкантов. Прямо на газонах репетируют бродячие артисты, по набережной блуждают странные люди в этнических одеяниях, а нудистский пляж существует хоть и сам по себе, однако тоже в духе царящей здесь свободы.

Фестиваль "Мамакабо" как нельзя лучше вписался в этот антураж. Кстати, в это же время в Коктебеле проходил мировой слет бардов, но в каком-то закрытом, если не сказать секретном, режиме. На "Мамакабо" же приглашали и зазывали всех. В первый день вход был абсолютно бесплатным. В последующие продавали спонсорские браслетики по 30 гривен (примерно 150 рублей) - сущий пустяк за 5-часовой концерт живой музыки с великолепным звуком и светом, суперпрофессиональными исполнителями и возможностью оттянуться по полной. Народ и оттягивался: танцевал, пел, размахивал флагами и банданами с фестивальной символикой, обнимался и братался... Молодые "продвинутые" мамы привозили младенцев в колясках, а босоногие волосатые байкеры въезжали на зрительскую площадку прямо на своих железных конях. Вход не был воспрещен никому, но отсутствие фэйсконтроля не привело ни к одному инциденту. Так что местные стражи порядка с красноречивой надписью "тигр" на форме могли спокойно наслаждаться музыкой.

Томми Эммануэль

Больше всего потряс, конечно, Томми Эммануэль - безусловный хедлайнер фестиваля, один из лучших гитаристов мира, на приезд которого почти не рассчитывали. Тем не менее, несмотря на свой более чем плотный гастрольный график (300-400 концертов в год по всему миру, работа чуть ли не со всеми роки поп-звездами), он прилетел из Австралии и показал такой класс, что сказать, что это была виртуозная суперигра - значит не сказать ничего. Его видавшая виды гитара звучит как симфонический оркестр, легким движением руки она превращается в барабан, а пальцы музыканта -в барабанные палочки, тело движется в такт музыке и становится метрономом, помогающим сохранить ритм... Диву даешься, откуда в этом немолодом уже человеке столько энергии и внутренней силы. После многочасового перелета он дал полноценный концерт с выходами на бис, устроил мастер-класс и еще пресс-конференцию, на которой поразил всех признанием, что с 4 лет играет на гитаре и при этом... не может читать ноты. И тут же заявил: "Для того чтобы играть музыку, необязательно читать ее по нотам". Поистине пути гения неисповедимы!

Кто поразил еще

Впрочем, и наши музыканты не ударили в грязь лицом, даже на фоне несравненного Томми они выглядели более чем достойно. Ирина Сурина, одна из лучших кантрифолк-певиц России, буквально заворожила публику своим волшебным голосом. А представленная ею вместе с поэтессой Еленой Исаевой новая камерная программа "Песни взрослых девочек" "пробила" слушателей до слез.

Совершенно другие, но не менее сильные эмоции вызвала уникальная шоу-скрипачка Тамара Сидорова, исполняющая классическую музыку с таким бешеным темпераментом, что просто невозможно оторваться.

Алексей Архиповский, которого называют "Паганини балалайки", заставил совершенно по-новому взглянуть на этот вроде бы незамысловатый инструмент: всего на трех струнах он способен воспроизвести все что угодно - от унылого голоса шарманки до рок-н-ролльного драйва, от классики до джаза и блюза...

Приехавший из Питера Максим Леонидов, получивший в 80-х вместе с квартетом "Секрет" почетное звание "русских "Битлз", а ныне выступающий с группой Hippoband, продемонстрировал, что он не уронил планку и что есть еще порох в пороховнице. Вместе со всенародно любимыми хитами он исполнил и несколько новых песен, которые зрители тоже восприняли на ура.

Гитарист-виртуоз Тимур Квителашвили на вопрос журналистов, не помешал ли российско-грузинский конфликт его решению приехать на фестиваль, сказал, что не хочет вдаваться в политику, что у него много контрактов, но выше всех контрактов он ставит человеческое слово. И если он пообещал организаторам приехать, то никакая политика этому помешать не может. В 2004 году Тимур стал рекордсменом Книги рекордов Гиннесса, отыграв на гитаре 30 часов подряд. Можете себе представить, на что способен этот музыкант. На "Мамакабо" он, правда, рекордов не устанавливал, но сполна продемонстрировал уровень своего мастерства.

Один из самых востребованных музыкантов на отечественных и зарубежных фестивалях, "Мастер скэта и джазовый певец номер один" Сергей Манукян выдал нагора такую феерическую импровизацию, что зрители ликовали и кричали от восторга. Это была музыка с большой буквы, рождающаяся прямо на наших глазах. В этой музыке слышался шум волн, плещущихся буквально в нескольких шагах от сцены, крик летающих над головой чаек, любовь и боль артиста, ее исполняющего, и эмоции, которые посылаем ему мы, зрители. Такое вот "совместное творчество".

Да простят меня другие исполнители, но даже в нескольких словах рассказать обо всех в одной статье просто невозможно. Скажу лишь, что все участники "Мамакабо" достигли высочайшего мастерства и стали известны не потому, что в них вложили деньги, а потому, что они вложили свой труд, время и интеллект в реализацию своего дарования. Это кардинальным образом отличает их от так называемых звезд шоу-бизнеса, которые в большинстве своем являются продуктом отработанной технологии.

Немного истории

Фестиваль "Мамакабо" родился в 2004 году в память об Андрее Баранове - уникальном музыканте и композиторе, игравшем более чем на 10 инструментах. Он объехал более 40 стран мира и сделал больше 650 записей. Странное слово "Мамакабо" Андрей привез с одного из островов Полинезии, где оно означает приветствие, пожелание хорошего дня, радость от встречи, тепло и любовь, которыми человек хочет поделиться с другими. И этим загадочным словом он назвал свой первый и единственный прижизненный альбом гитарной музыки, соединившей разные музыкальные стили. В 2003 году Андрей Баранов погиб в автокатастрофе. Его друзья-музыканты собрались на концерт памяти и поняли, что им не хочется расставаться.

Так возникла идея фестиваля-путешественника, который может приехать в любой город, освоить любое пространство (open-air, концерты в залах и клубах) и работать для любой аудитории, представляя профессиональную инструментальную и вокальную музыку. С тех пор он прошел уже 19 раз: в Волжске и Самаре, Вологде и Томске, Питере и Тольятти, ну и, конечно же, в Коктебеле. А 31 октября-1 ноября "Мамакабо" будет зажигать в Москве.

Тимур и его команда

Музыкальных фестивалей, как известно, много. Хороших и разных. "Мамакабо" отличается от всех них сразу по нескольким позициям. Во-первых, все музыканты приезжают на него абсолютно бескорыстно - независимо от своих званий и титулов. Во-вторых, здесь нет никаких жанровых и стилистических ограничений - приветствуется любая хорошая музыка, исполняемая мастерами-профессионалами. В третьих, никто ни с кем не соревнуется и не конфликтует -наоборот, царит дух единения и всеобщей любви... Отсутствие конкурсной основы, как и отсутствие агрессивной, деструктивной музыки, принципиально, поскольку создатели фестиваля считают, что любые отрицательные эмоции разрушают позитивный настрой, который стоит здесь во главе угла. Неспроста многие привозят на фестиваль детей, зная, что о них тоже позаботятся. Так, в этом году дневная арт-программа в кафе "Богема" включала в себя презентацию новой серии мультфильмов студии "Пилот", спектакль томского кукольника Владимира Захарова, выступление питерского сказочника Константина Арбенина и еще много чего интересного. А поздно вечером "Богема" превращалась в ночной клуб, где, сменяя друг друга, музыканты представляли свои новые песни и композиции, устраивали "джемы", импровизируя и состязаясь, кто кого переиграет. Каждый вечер здесь можно было заметить и директора пансионата Константина Зелинского, заядлого меломана, который отменил сон ради того, чтобы послушать хорошую музыку.

Вообще у "Мамакабо" уже много друзей и единомышленников-волонтеров, которые кочуют за фестивалем из города в город, составляя костяк зрителей и помогая кто чем может. Но одними их силами мероприятие такого уровня и масштаба, конечно, не поднять. Основной груз организационных и творческих забот лежит на плечах Тимура Ведерникова, который скромно называет себя продюсером, а на самом деле является этакой батарейкой "энерджайзер", заводящей этот сложный механизм. При этом сам Тимур -прекрасный музыкант и мультиинструменталист, которому, наверное, хочется побольше и репетировать, и заниматься собственной творческой деятельностью. Поэтому каждый вечер он появлялся на сцене не только в роли ведущего, но и как исполнитель различных команд, не упуская возможности просто поиграть. А на завершающем концерте он представил собственную группу, которая естественным образом сложилась на фестивале и благодаря ему. Как она будет называться - то ли "Мамакабобенд", то ли "Тимур и его команда", - пока неясно, но абсолютно очевидно, что "ребенок" родился. И жить он будет по профессиональным законам и нравственным нормам фестиваля "Мамакабо".

Ирина Орловская

12-09-2008

  • К списку новостей


  • © ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
    © Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
    Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
     
    проба пера return_links(); ?>