Клуб МАМАКАБО Ваши заявки на участие и проведение Вокруг фестиваля
О МАМАКАБО Участники Форум Андрей Баранов
Новости Афиша CD/DVD Контакты
Летопись Партнеры Друзья Для прессы
Фото  |  Видео  |  Аудио  |  Пресса
 
 
  
  
КОКТЕБЕЛЬ-2008. ТОММИ ЭММАНУЭЛЬ. ИНТЕРВЬЮ.


«Я СТАРАЮСЬ СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ»

Эксклюзивное интервью Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel c.g.p.) на Фестивале МАМАКАБО-Коктебель-2008 (4 – 7 сентября).

Эта беседа состоялась 6 сентября 2008. Идея cнять интервью-беседу Томми Эммануэля и Тимура Ведерникова принадлежала Кате Пчелкиной, руководителю пресс-службы Фестиваля МАМАКАБО-2008.
Все, кому посчастливилось познакомиться и пообщаться с Томми Эммануэлем на Фестивалях МАМАКАБО-2008 в Коктебеле и Москве, были радостно удивлены и покорены простотой, доброжелательностью, мудростью и теплым юмором Томми.
Беседу ведет Тимур Ведерников.

Накануне, 5 сентября 2008 года Томми Эммануэль прилетел, провел пресс-конференцию, мастер-класс и саунд-чек, потом потрясающе отыграл 2-х часовой сет – и… сбылась мечта Тимура Ведерникова, гитариста и продюсера Международного музыкального фестиваля МАМАКАБО.
Тимур не только познакомился с Томми и принимал его как гостя Фестиваля, не только впервые присутствовал на концерте Томми Эммануэля, приемы игры и музыку которого давно знал и изучал по видео-концертам и мастер-классам - вчера на сцене они играли вместе – Томми и Тимур – давно любимую пьесу «Борсалино», и Томми сам предложил ему сыграть вместе! После такой невероятной «сбычи мечт» они беседовали уже как давние друзья, переходя с «вы» на «ты», с английского на русский. Тимур задавал именно те вопросы, которые волновали его и как музыканта, и как продюсера фестиваля. Опыт жизни в музыке Томми Эммануэля, отметившего в 2008 году 50-летие своей творческой деятельности (при этом ему самому исполнилось 54 года) – это богатейшая и неисчерпаемая сокровищница, из которой каждый музыкант может извлечь много полезного для своей собственной жизни в музыке.

Тимур Ведерников – Вы первый раз в Украине, впервые на Фестивале МАМАКАБО - как вам показалось, как вас принимали вчера? Похоже на то, как вас принимают, например, в Америке, где вас хорошо знают?

Томми Эммануэль – Да, я здесь впервые, и я думал, что меня тут не знает никто, но благодаря интернету многие люди знают мою музыку, и это здорово, что люди могут заходить в интернет и смотреть концерты. Наверное, мне это помогло. Но я думаю, люди здесь совсем другие, вы не находитесь под влиянием внешнего мира, у вас - своя культура, свой путь, своё отношение ко всему - и мне это очень нравится. Здесь нет такого, что все люди - сами по себе, здесь все вместе, мне кажется, что это музыка объединяет людей. Музыка - это чудо, объединяющее нас. И я очень счастлив, что смог приехать. Я надеюсь выступить в Москве, но я очень рад быть здесь, в Украине. Мне здесь очень нравится.

Т. В. – Вчера на конференции и на мастер-классе вы говорили о том, что людям свойственно навешивать ярлыки: эта музыка - джаз, эта музыка - рок, и если музыка не входит в эти рамки, то людям кажется, что это не так интересно, а по-моему, это не так. Вопрос вот в чем: я считаю, что фестиваль МАМАКАБО как раз объединяет музыкантов, которые не вписываются в рамки жанров. Как вы считаете, может ли это со временем стать таким форматом – фестиваль разной музыки, не вписывающейся в жанры?

Т. Э. – Да, конечно. Я думаю, что это хорошая идея. Вы можете, например, проводить джаз-фестиваль, или блюз-фестиваль, а я играю на многих фестивалях по всему миру, и я всегда играю свою музыку. Я не играю то, что играют все - я просто играю то, что играю. И когда я приезжаю куда-то, вы можете называть эту музыку джазом, блюзом, кантри, роком - мне всё равно, для меня это просто музыка. Когда вы попадаете на bluegrass-фестиваль, где люди играют блюз, вы видите, как разные музыкальные стили переплетаются - в этом и есть волшебство.

Т. В. – Есть ли будущее у Фестиваля МАМАКАБО, который собирает выдающихся музыкантов вне зависимости от музыкального стиля? Как много вы знаете в мире таких фестивалей?

Т. Э. – Да, я думаю, этот фестиваль может расти, и стать знаменитым во всём мире. Я так думаю.
Таких фестивалей очень много. Есть, к примеру, всемирный музыкальный фестиваль в Калифорнии, я там играл много раз, и есть фестиваль фолк- музыки в Ванкувере. Это очень хороший фестиваль. И еще есть много музыки, которая берет своё начало из Африки, Индии, Австралии - таких фестивалей много, они есть везде. И, наверно, только по-настоящему крупные фестивали джаза, такие, как фестиваль джаза в Монтрё (Швейцария) и North Sea Jazz Festival в Гааге – это фестивали, где играют только джаз. И это тоже замечательно.

Т. В. – Кстати, о джазе. Я так понял, что вами глубоко изучен стиль finger picking. Я видел несколько записей, где вы абсолютно по-настоящему играете джаз - просто джаз. Это то, чему уделялось особое внимание? Откуда в вас такое знание различных стилей?

Т. Э. – Я люблю джаз. Я люблю разную музыку. Я могу слушать разную музыку - от блюграсс до классики; у меня не очень много джазовых записей - в основном Джанго Райнхардта (Django Reinhardt): мне больше нравится стиль gypsy jazz. У меня нет записей Джона Скофилда (John Scofield) и других подобных джазовых музыкантов. Я считаю, что лучший джазовый гитарист в стиле джанго – помимо Джанго Райнхардта, – это Джордж Бенсон (George Benson). Но у него, как у гитариста, нет всемирного признания, которого он заслуживает, потому что он лучше многих. Но это - моя точка зрения, и это я так, к слову. Мне нравится разная музыка, и если меня попросят назвать свою любимую пластинку в жанре джаза, это будет Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), 1966's live Sinatra at the Sands, записанный с Count Basie Big Band, где на ритм-гитаре играет Фредди Грин (Freddie Greene). Это - лучшая запись, которую я когда-либо слышал.

Т. В. – Спасибо. Это не совсем то, о чем я спрашивал. Томми демонстрирует глубокое знание различных стилей. Я бы хотел знать, уделяет ли он время специальному изучению различных стилей - джаза и т.п.?

Т. Э. – Да, у меня много друзей - замечательных гитаристов. И я учусь у них, в частности, когда играю с ними вместе. Например, есть такой молодой человек в Германии, Joscho Stephan, и он играет, как Джанго, - просто удивительно смотреть. И когда я его слушаю его игру, я узнаю некоторые из своих гитарных приемов. Получается, что он учится у меня, а я учусь у него. И получается такой обмен музыкой - вот так же, как у нас с тобой.
Музыка - это как язык. Я говорю - и ты говоришь - а потом мы говорим вместе. Вот так это и происходит.
Если бы я хотел достичь совершенства в одном конкретном стиле, мне бы пришлось посвятить этому всю жизнь. Я люблю играть свою музыку, потому что я – композитор, и для меня это очень важно… Ты тоже знаешь, как это важно - уметь сочинять музыку? (Т. В. кивает с воодушевлением). Есть много людей, которые играют на гитаре лучше меня. Но они не могут сочинять такую музыку, как моя. И хвала за это Господу - иначе бы я остался без работы! Я люблю сочинять музыку, и вот что интересно - твои композиции и то, как ты играешь - это невозможно отделить одно от другого, нельзя отделить то, кем ты являешься, от твоей музыки - это слито воедино.
Когда ты играешь - ты говоришь отсюда (показывает на сердце), и ты рассказываешь нам, кто ты такой, с помощью своей музыки.

Т. В. – Я обратил внимание, что на ваших гитарах нарисован крест, а на одной написано: «Trust» - «Вера». Скажите, что значит вера для вашей музыки?

Т. Э. – Я всегда говорю, что я верю в Бога, и мне ничего не нужно знать, кроме того, что Он любит меня. И что Он обо мне позаботится. Это всё, что мне нужно знать, и больше ничего. Если вы хотите заглянуть глубже – смотрите глубже, но для меня этого достаточно. Я занимаюсь тем, что играю свою музыку и стараюсь сделать людей счастливыми. И я верю, что в этом моё призвание, то, для чего Он создал меня на этой земле, – играть, чтобы вы что-то чувствовали. Не для того, чтобы я был каким-то особенным, а чтобы вы могли чувствовать. Вот почему я играю. И я абсолютно доверяю тому, что сделал Иисус Христос – Он научил нас, как жить, как относиться друг к другу, и Он показал нам, что такое истинная любовь. И Его пример - это самый лучший из примеров. И когда я говорю, что принимаю послание Благодати - это то, как я стараюсь жить. Я не могу быть совершенным, я много раз оказывался сломленным, но Господь всегда приводил меня в чувство, чтобы я мог продолжать свой путь.
Всё очень просто. Если ты напишешь что-нибудь на своей гитаре, люди будут смотреть: «А что это у него там написано?» Это самый простой способ – с помощью надписи передать некое послание.

Т.В. – У вас очень плотный гастрольный график. Причем, мало того, что он очень плотный по концертам (Томми дает около 360 концертов в год) – очень много перелётов. Я знаю, что буквально через два дня вы должны попасть в Австралию. Вопрос такой - как вам удается на каждом концерте оставаться в хорошей физической и энергетической форме? Это очень большая физическая нагрузка. Есть ли какой-то секрет?

Т. Э. – У меня есть энергия, потому что я делаю доброе дело. Я делаю то, для чего я родился. Если я верю в Бога, я верю в то, что Он даст мне всё, что необходимо для этой работы. Но я не очень хорошо сплю, мне бы хотелось спать лучше, я часто чувствую себя усталым. Но когда я выхожу на сцену, я забываю об этом – и вперед! Я стараюсь есть полезную пищу, я пью кофе, и я стараюсь заботиться о себе. Но я думаю, что самое главное - это быть счастливым. Если ты счастлив - ты можешь поделиться этим с людьми. Ощущение счастья идет из глубины души, и поэтому ты не несешь ношу, которая слишком тяжела для тебя и гнёт тебя к земле,
В Библии Иисус говорит: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» - то есть, он уже знает, что мы будем уставать и чувствовать себя сломленными, знает заранее, Он обещает помочь нам, и в этом красота христианского гуманизма. Христос говорит нам - «Я знаю, что у вас будут проблемы, я знаю, что вы будете уставать, я знаю, что жизнь трудна, но когда вам станет тяжело - приходите ко мне». Вот с этой точки зрения я и смотрю на это.

Т. В. – Здорово! Когда первый раз вы приняли решение выйти на сцену одному? Потому что, насколько я знаю, был момент, когда вы играли еще с кем-то, была какая-то группа. Или вы с самого начала думали: «Я буду играть один. Это – то, чего я хочу». Когда появилось это решение – выйти на сцену одному с гитарой и сделать это шоу?

Т. Э. – Очень хороший вопрос!

Т. В. – И очень важный для меня! (Тимур не так давно начал сольную карьеру, а до этого 14 лет играл в группе «Грассмейстер»).

Т. Э. – Тогда я постараюсь хорошо на него ответить! Всю жизнь я играл в группах. Потом я начал играть некоторые мелодии Чета Аткинса (Chet Atkins) – просто наигрывал, и кто-то сказал: «О, это хорошо звучит! Тебе не нужен ни басист, ни барабанщик, играй сам!» И вот я стал делать концерты, где я играл со своими музыкантами, а потом я отсылал их и играл минут 15 один, и люди подходили и говорили: «Да, нам очень понравился ансамбль, но когда ты играешь один – это лучше всего! » И я сказал: «Неужели? Ну, хорошо!». Это получилось просто потому, что люди мне сказали, что именно они хотят слушать. Но я подумал: это очень сложная задача. Как я смогу давать успешные концерты и развлекать людей один? Как я смогу это делать? Мне пришлось, прежде всего, найти песни и сделать аранжировки, соединить все в шоу, чтобы это получилось мощно. Теперь у меня обширный репертуар музыки собственного сочинения, моих аранжировок – например, некоторых мелодий «Битлз», которые люди знают. На моем концерте это частично моя собственная музыка, и частично музыка, которую люди знают и хотят слушать, в разных стилях - и всё «в одном флаконе». В большинстве концертов я играю около двух часов без антракта.
И каждый вечер я не работаю по плану - я просто выхожу на сцену и говорю: «ОК, что мы будем делать сегодня вечером?» И самое сложное для меня - это решить, какое произведение играть первым. Это для меня очень важно. Звучит по-дурацки, но для меня это так. Если хочешь играть один, нужно добиться мощного звучания. Нужно добиться звука большего, чем просто у гитары. Чтобы, если слушать с закрытыми глазами, казалось, что там еще что-то есть. А ведь это просто гитара, но ощущение, что есть еще что-то. Это – мощный, но чистый звук. Я использую усилитель, и звукосниматель в гитаре, и микрофон, и я включаю всё, и играю, как заправский рок-н-ролльщик.

Т. В. – Я читал ваш технический райдер, и там в первых строках написано: «Это - рок-н-ролльный концерт!»

Т. Э. – Да-да! «Забудьте про акустику! Это - рок-н-ролльный концерт!» Я не хочу, чтобы люди думали, что я приеду с гитаркой и одним микрофоном и начну тренькать. Я играю, как ансамбль, – и когда я играю один, я все равно играю, как целый ансамбль. И когда я играю мелодию, я думаю как певец (напевает). Когда я играю мелодии, я как будто пою их. И мне очень приятно, когда люди подходят и спрашивают слова моих песен. Я понимаю, что это - самое то! Значит, я всё сделал правильно!

Т. В. – Вот такой вопрос. Многие музыканты придают большое значение серьезности тому, что и как они исполняют. «Я - великий музыкант, и я должен играть серьёзную музыку». А вы не боитесь устраивать шоу, какие-то шутки, приколы на сцене. В ваших концертах много юмора. Как вы считаете - это потому, что у вас мало серьезной музыки или причина в другом? Почему это происходит?

Т. Э. – Это потому, что я хочу , чтобы мне было весело. Видите ли, нам отпущено мало времени, и нужно провести его хорошо! И поэтому я хочу получать удовольствие от жизни. Конечно, некоторые произведения я играю очень серьёзно, потому что их именно так нужно исполнять, но себя я не принимаю слишком всерьёз. Мне хочется, чтобы мне было весело. Я не думаю: «Вот, я самый лучший!» Меня это не волнует. Мне не важно, есть ли среди публики музыканты – я играю для людей, я не пытаюсь произвести на кого-либо впечатление – я просто играю для людей, вот и всё! Это очень просто, и тогда я чувствую себя свободным! Тогда надо мной не висит необходимость быть самым лучшим, быть совершенным.
Я помню, как я говорил об этом с Четом Аткинсом, потому что все вокруг говорили, что Чет Аткинс - лучший. Он чувствовал, как это на него давит. И он знал, что если он допустит ошибку, это разрушит его образ. Он был очень веселым человеком, мог выйти на сцену и сказать публике: «Если сегодня я сделаю ошибку - это будет специально! Это - часть моего шоу!» (смеётся).

Т. В. – Это не вопрос, я просто хочу сказать, что если человек не боится показаться смешным – он действительно серьёзен.

Т. Э. – Это верно!

Т. В. – И вопрос еще вот какой. Удалось ли кого-то услышать на фестивале? Что-то понравилось, открылось что-то новое?

Т. Э. – У меня было мало времени, я прилетел вчера и был очень занят. Но у меня есть много дисков, которые я возьму с собой и буду слушать.

Т. В. – Несколько слов об Ирине Суриной. (Томми на Фестивале МАМАКАБО в Коктебеле и Москве исполнял несколько номеров с Ириной Суриной – аккомпанировал и пел с нею).

Т. Э. – О, у нее прекрасный голос и красивая душа, и это то, что привлекает в людях. У нее удивительный дар - когда она поёт, я вижу эмоции на её лице. Она поёт из самого сердца. И мне это очень нравится. Есть не так много людей, у которых сочетаются хороший голос и красивая душа. Я несколько раз работал с Селин Дион. Она поет настолько совершенно, что просто не верится. И она – очень душевный человек. Ей отпущено всё самое лучшее, она - одна из самых великих во все времена. И Стиви Уандер – какой певец!

Т. В. – Вы работали с ним?

Т. Э. – Да, в 1980-м. Это был тур по Австралии. И Марко Болтон, тоже замечательный певец. Мне вообще очень везло в жизни – мне иногда удавалось оказаться в нужном месте в нужное время и в правильном ансамбле – например, со Стюартом. Я с ним работал, и тут он говорит:
- Мы тут собираемся сделать тур Боба Марли.
- Замечательно!
И вот я делаю тур с Бобом Марли.
Я попал в другой коллектив, и мне говорят:
- Эй, мы тут собираемся делать тур со Стиви Уандером!
Вау! И вот я смотрю на свою гитару и думаю: «Спасибо тебе большое, Это ты меня привела!» (смеётся).
И вот что я хочу сказать: гитара и музыка – это очень здорово! Никогда не знаешь, что может случиться! В этом деле – может случиться всё, что угодно! Например, в Америке, Англии или Австралии молодой парень или девушка лет 16 имеют некий дар, и вот они неожиданно выигрывают полмиллиона долларов, и они уже везде – на телевидении и т.п., и через каких-то три месяца они из скромных школьников превращаются в звёзд. Кто бы мог предвидеть заранее? И даже если это ненадолго – по крайней мере, они это испытали!

Т. В. – И еще один такой вопрос, мне просто любопытно. Вы живёте в Нэшвиле. Возможно, вы знаете - в Нэшвилле живут музыканты, наши русские ребята из Обнинска . Они сейчас называются «Bering Strait» («Берингов пролив»). Играют музыку кантри.

Т. Э. – Да!

Т. В. – Это мои друзья. Я с ними играл!
Томми, я пытался построить программу фестивального концерта таким образом, чтобы ты услышал Алексея Архиповского. Но не получалось никак.
И сейчас я хочу представить тебе – Алексей Архиповский! (Это было задумано – Тимур очень хотел их познакомить, так как был уверен, что это знакомство будет важным и нужным для этих потрясающих музыкантов. Алексей Архиповский – выдающийся соло-балаечник. На Фестивале МАМАКАБО в Москве абсолютно импровизированный дуэт Томми Эммануэля и Алексея Архиповского буквально взорвал зал ураганным исполнением «Турецкого рондо» Моцарта).

Т. Э. с интересом рассматривает балалайку.

Т. Э. – Где она сделана?

Алексей Архиповский – Ее сделали в Питере в 1928 году.

Т. Э. вертит балалайку, даже нюхает. Бренчит.
Отдает А.А. со словами:


– А теперь покажи мне, как на ней правильно играть!

И дальше начинается волшебство – Алексей Архиповский играет на балалайке, Томми восторженно слушает. И на этом интервью заканчивается самым естественным образом.






























































































































































































Но продолжается история дружбы и работы Томми Эммануэля с Фестивалем МАМАКАБО. Буквально через два месяца, 31 октября -1 ноября 2008 года Томми снова выступает на Фестивале МАМАКАБО. Теперь это происходит уже в Москве, в Концертном зале «МИР» - впервые, после 5-летнего путешествия Фестиваля по разным городам и странам. Два абсолютно разных выступления, восторженный прием полного зала. И снова Томми Эммануэль играл с Тимуром Ведерниковым, пел с Ириной Суриной, и поразил всех в дуэте с Алексеем Архиповским, и даже джемовал в финале Фестиваля.

В мае 2009 года Фестиваль МАМАКАБО представил великолепного музыканта российскому зрителю в Казани (Государственный театр оперы и балета) и Санкт-Петербурге (Мюзик-холл).

В 2010 году Томми Эммануэль приедет в ЭТНОМИР для участия в Международном музыкальном арт-фестивале МАМАКАБО-2010.


© ММФ «МАМАКАБО», 2005-2010. E-mail: mail@mamakabo.ru.
© Дизайн: Леонид Шмельков, Юлия Гри, по мотивам рисунков Юрия Петухова.
Сайт создан при поддержке компании «МИЭЛЬ».
 
проба пера return_links(); ?>